Стиль барокко зародился в конце 16 века в Италии. За его основу принят античный стиль, с добавлением динамичности и криволинейных форм. Барокко можно узнать по необычайной пышности, помпезности, ярким цветам, позолоте, живописным деталям. Новый стиль пришелся по душе в первую очередь церкви, которая оценила величественность и патетичность барокко.
Из Италии новая архитектурная мода распространилась по всему миру. Архитекторы строили дворцы с пышным внутренним убранством, разбивали огромные регулярные парки вокруг них. Барокко влияло и на ландшафтный дизайн. Кусты и деревья стали подстригать в виде эллипсов и пирамид, цветникам придавали сложные формы с многочисленными завитками. Монархи и представители аристократии того времени с удовольствием окружали себя патетичным барокко.
Распространившись по другим странам, стиль вбирал в себя лучшие местные архитектурные особенности. Так, французская интерпретация барокко пронизана изяществом, роскошью, негой и величественностью. Ярким памятником французского барокко является всемирно известный дворец в Версале.
Внутренний интерьер дворцов не уступал наружной отделке. Стены были украшены резным деревом, лепниной, затянуты драгоценными тканями и гобеленами, потолки украшены росписью. В росписи живописцы чаще всего использовали белый и золотой цвета. Мода того времени - цветочные орнаменты. Базовые формы классического стиля, круг и овал, сменились спиралями и извилистыми линиями. Популярными становятся выпукло-вогнутые лакированные поверхности, фактурные и шершавые.
Новый стиль пробуждал к жизни новые технологии. Мебельщики осваивали технику деревянного набора, фанерование. Прочный дуб уступил позиции ореху - мягкой породе дерева, которая легче поддается обработке и полировке. Деревянные изделия полностью покрывали позолотой и декорировали накладками из бронзы. Новинками в отделке стали фарфор, зеркало, слоновая кость, мозаика из камня, черепаший панцирь, перламутр.
Прямые и лаконичные формы мебели уступили свои позиции кривым линиям. Диваны, стулья и кресла обрели изогнутые ножки, а с ними – легкость внешнего вида. Для обивки применяли дорогие ткани, основу декора составляли позолота и бахрома. Именно барокко способствовало появлению первых мебельных комплектов. А также - шезлонгов, кресел, спинка которых была значительно отогнута назад, а сиденье удлинено для вытянутых ног. Формой диваны были похожи на несколько кресел, соединенных между собой. Верхний край спинки был волнистым, а для обивки использовали яркую, богато декорированную ткань.
Столы, сделанные в стиле барокко, имели массивную столешницу из цветной мозаики или мрамора. Особо модными были прямоугольные и круглые столешницы. Их края украшали резьбой или инкрустацией. Необычно и характерно для этого стиля выглядели ножки столов. Они имели вид женских фигур, голов животных – львов или баранов, и были богато инкрустированы. Некоторые предметы мебели выполняли преимущественно декоративную функцию, но пользовались большой популярностью. К примеру, легкие консольные столики на двух ножках, которые приставляли к стенам. Над такой консолью, как правило, вешали зеркало.
Мода того времени – принимать гостей, лежа в постели. Поэтому кровать становилась центральным предметом в интерьере. Ее пышно убирали, драпировали занавесями, всячески украшали. В результате вся конструкция напоминала богато убранный шатер.
Кабинетную мебель, секретеры изящно отделывали, украшали резьбой. Изобретение того времени – комод с выдвижными ящиками. В интерьере присутствовали постаменты для скульптур, напольные часы из бронзы, витрины и двустворчатые шкафы. Мебель имела массивный вид и поддерживалась точеными ножками. Красавицы эпохи барокко прихорашивались перед туалетным столиком с большим зеркалом, который стоял в спальне.
Эпоха монархов и знати оказала свое влияние на развитие этого стиля. Барокко стал квинтэссенцией величия и власти. Его основные приемы – пышность отделки, антиквариат, золоченая мебель, роскошь и блеск, достойные музейных залов. Драгоценные материалы, помпезная архитектура зданий, изогнутые линии и обилие орнаментальной росписи для многих привлекательны и в наши дни.